Обсуждение главных проблем «цифровизации» выборов начнем с того, что избирательная система обеспечивает не только контроль со стороны общественности, наблюдателей за соблюдением закона, гарантий личного волеизъявлений и отсутствия принуждения избирателей. Не менее важной гарантией должна быть анонимность итогов, тайна голосования.

На уровне выборов президента России или ГосДумы голосование конкретного избирателя за того или иного кандидата вряд представляет интерес для повышенного внимания и реакции победителя или проигравших. Это, скорее, работа для социологов по выявлению статистически значимых факторов, влияющих на выбор разных категорий граждан и слоев общества. Однако при голосовании на местном уровне, где число избирателей порядка десятков и сотен, нарушение гарантий тайного голосования может приводить к «шекспировским страстям Н-ского уезда». Не только проигравшие, но и амбициозный победитель выборов не всегда готов сдерживать негативные эмоции, сразу же позабыть свои обиды и переживания.

В этом смысле существующая технология «блокчейна» имеет очень серьезные недостатки, ибо в распределенной базе данных будут отражены, как минимум, номер избирательного участка и время голосования вместе с его результатом. По всей видимости, именно по этой причине, ЦИК России не ставит задачу перевода на «блокчейн» результатов основной части выборов. Особенно если учесть, что на участках ведется постоянное наблюдение и время голосования каждого избирателя известно. Сопоставить время голосования и результат в случае «прозрачной» базы данных на основе «блокчейна» не составит особого труда.

При удаленном голосовании эта проблема может быть решена вместе с другой, не менее важной проблемой удаленной верификации личности избирателя. Как минимум, должна быть еще одна защищенная база персональных данных и привязанных к ним разовых идентификаторов, используемых в базе данных результатов голосования. Не исключено, что потребуется еще третья база данных для хранения фотографий или биометрических данных, используемых для идентификации избирателя.

Не менее важной для задачи верифицируемого удаленного голосования будет защита процесса и результата голосования от хакерского взлома – как на этапе работы специального приложения, так и на этапе передачи данных. Эта задача уже сама по себе предполагает использование для голосования сертифицированных, а еще надежнее – и разработанных в России технических и программных средств, в том числе надежной операционной системы. Не исключено, что лет через пять каждый деловой человек или общественный деятель будет иметь, помимо обычного, для развлечений и новостей – отдельный отечественный «гаджет» для участия в принятии серьезных решений. Так что задача, поставленная руководителем ЦИК России, – действительно нетривиальная и амбициозная. Ее решение потребует конкурентного участия многих ведущих субъектов российской «цифровой экономики».